Термин «бережливое производство» — появился в 1988 году в отчете исследовательского проекта американских автомобилестроителей, искавших причины невероятного успеха своих японских конкурентов. Выяснилось, что успех японских легковых автомобилей на американском рынке обусловлен производственной системой компании Toyota.
Вскоре оказалось, что принципы бережливого производства универсальны и прекрасно работают не только в промышленности, но и в сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении и госуправлении: возникла концепция бережливой организации, а затем и бережливого управления.
Специалисты и идеологи «бережливого производства» подчеркивают, что это не набор инструментов, а философия, способ мышления.
Основное понятие бережливого производства - ценность. Она определяется с точки зрения клиента, в центре данного мышления находится человек.
Если рассматривать «бережливое производство» со стороны госсектора, то это клиентоцентричная концепция, направляющая все внимание на клиента — того, кто получает государственные или внутренние услуги и определяет их ценность.
Этот подход нацелен на выявление ценности товаров и услуг и на выстраивание «потока создания ценности», опираясь на устранение потерь.
8 видов потерь
БРАК. Неправильно оформленные документы, неверные согласования, использование не соответствующих бланков.
ОЖИДАНИЕ. Длительное согласование, не параллельное согласование, ожидание в связи с отсутствием персонала.
ИЗЛИШНЯЯ ОБРАБОТКА. Чрезмерное совершенствование продукта, сверх требований заказчика
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО. Подготовка «лишних» справок, запрос излишней информации, которая не будет использована.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. Ненужные движения, не оптимальная логистика документов, информации.
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Излишние передвижения сотрудников в связи с выполняемыми функциями.
ИЗЛИШНИЕ ЗАПАСЫ. Излишнее количество заготовленных бланков, канцелярии, информационных материалов.
ПОТЕРЯ ИНТЕЛЛЕКТА. Не использование умений, знаний, навыков сотрудников, выполнение низкоквалифицированной работы высококвалицированными кадрами. Отсутствие системы развития сотрудников. Не использование предложений и идей сотрудников.