1. Письменная форма
При планировании работы подразделения письменно формулируйте все проекты и работы, которые должны быть выполнены, используя ежедневники, специальные трекеры, электронные планировщики. При планировании в ежедневнике используйте разные цвета, закладки, стикеры.
Письменная регистрация позволяет лучше просчитать необходимое время на запланированные задачи, резервы на непредвиденные обстоятельства, а также освободить мозг от необходимости запоминать все, что Вам нужно сделать.
По каждому намеченному мероприятию продумайте и письменно зафиксируйте: этапы и сроки реализации, целевые ожидания (измеримые в штуках, рублях, % и т.п.), необходимые ресурсы (люди, деньги, материалы, информация и т.п.), периодичность и формат контроля.
Вариант оформления плана:
2. Правило планирования 60:40
Планируйте не более 60% рабочего дня, 40% времени оставляйте в резерве на непредвиденные обстоятельства (неожиданные визиты, телефонные разговоры, случаи недооценки продолжительности отдельных дел и т.п.).
3. Расстановка приоритетов в задачах
Правильно расставленные приоритеты помогают эффективно перераспределить имеющееся время и ресурсы для достижения необходимых результатов.
Распределите все намеченные задачи по уровню их важности и срочности.
Установите приоритетность в реализации задач:
- важные и срочные дела (неотложные вопросы, задачи с горящим сроком и т.п.) планируйте в первую очередь;
- важные, но не самые срочные дела (стратегическиое планирование, работа над новыми проектами, профилактические мероприятия и т.п.) - во вторую очередь;
- срочные, но не самые важные дела (отвлекающие просьбы, поручения, рутинные задачи) - делегируйте;
- не срочные и не важные дела (пустые разговоры, пустое пребывание в соцсетях, перекуры и т.п.) – исключите из перечня дел.
4. Принцип Парето 80/20: 20% усилий дают нам 80% результата, а оставшиеся 80% усилий – лишь 20 % результата. Согласно данному принципу, на начало дня планируйте самые сложные, срочные и важные задачи, требующие наибольших затрат времени и энергии.
5. Правило 10:1
На каждую минуту планирования мы сэкономим 10 мин, когда будем реализовывать этот план. Чем четче был составлен план – тем эффективнее и экономичнее по времени будет его реализация.
Алгоритм ежедневного планирования
Ежедневно выделяйте 10-15 минут утром или накануне вечером на формирование полной обзорной картины задач на день.
Сформируйте письменный план:
- На сетке времени отметьте «жесткие» задачи, для которых уже известно точное время
- Составьте список «гибких» задач, т.е. не имеющих жесткого времени исполнения
- Среди «гибких» задач выделите ярким цветом приоритетные - те, которые нужно выполнить в первую очередь
- «Забюджетируйте» время на крупные приоритетные «гибкие» задачи – подпишите к ним примерное количество времени на исполнение.Помните: планировать и бюджетировать более 60% рабочего дня – не реалистично. Закладывайте резервное время на непредвиденные обстоятельства
- В ходе дня аккуратно вычеркивайте выполненное. Невыполненное помечайте значком к переносу на следующий день
- Ежедневно вечером анализируйте итоги дня: на что и в каком объеме было затрачено время, преобладающие в течение дня типы задач, качество их выполнения, объем непродуктивных временных затрат.
Инструменты планирования
1. Диаграмма Ганта – ленточная диаграмма, один из наиболее популярных способов графического представления плана реализации намеченных.
Диаграмма представляет собой календарный график, на котором по горизонтали размещена шкала времени, а по вертикали расположен список задач в виде отрезков.
При этом длина отрезков соответствует длительности выполнения задачи по выбранной шкале времени.
Пример ленточной диаграммы:
На план-графике отображаются интервалы времени, в течение которых задача: выполнялась, была приостановлена, возвращалась на доработку и т.д.
Диаграмма Ганта позволяет:
- визуально оценить последовательность задач, их относительную длительность и протяженность проекта в целом
- проанализировать реальный ход выполнения задач
- сравнить планируемый и реальный ход выполнения задач
2. Матрица Эйзенхауэра «срочность/важность» - инструмент для расстановки приоритетов в задачах в зависимости от степени их важности и срочности.
Согласно этой теории, все задачи можно распределить на четыре категории:
A. Важные и срочные – это то, что необходимо выполнять незамедлительно: критические ситуации, проекты с горящим сроком. При переизбытке таких дел в жизни возникают явления цейтнота, стресса, срыва на окружающих, у нас постоянный пожар и вечный бой! В идеале ежедневный объем такого типа задач должен составлять не более 20%
B. Важные, но не срочные - это то важное, что в скором времени станет срочным: стратегическое планирование, внедрение инноваций, саморазвитие. Именно этому типу задач рекомендуется уделять основное внимание - 60% от объема всех решаемых задач. На каждую из таких задач необходимо определить срок и встроить в планы.
C. Не важные, но срочные – то, что не представляет важности для конечного результата, но требует немедленного решения. Как правило, такие задачи основаны на ожиданиях и приоритетах других людей (просьбы, поручения). Их целесообразно группировать, делегировать. Ежедневный объем такого типа задач должен составлять не более 20%.
D. Не важные и не срочные - они и не важны, и не срочны, но именно их часто хочется делать. Чтение глянцевых журналов, компьютерные игры, просмотр телепрограмм, социальные сети - «пожиратели времени». О них нужно забыть!
Критерии важности задачи:
- влияние задачи на достижение долгосрочной стратегической цели;
- качественный скачок в достижении цели (обучение и развитие, переход в новое качество и т.п.);
- предотвращение рисков (профилактика) для достижения цели;
- значимость в структуре дел.
Критерий срочности задач:
- если задача не будет реализована немедленно, она потеряет смысл.
Вопросы для определения приоритетности планируемых задач
Когда необходимо спланировать задачи, определиться в их приоритетности - задайте себе вопросы:
- Надо ли это вообще делать? (важность)
- Надо ли это делать прямо сейчас? (срочность)
- Можно ли сдвинуть срок каждого из заданий? Какие последствия будет иметь невыполнение в срок каждого задания?(срочность)
- Как это сделать проще, рациональнее, системнее? Есть ли человек, который может это сделать быстрее, лучше меня, экономичнее для Компании? (делегирование)
3. Карта долгосрочных целей
Спланируйте ключевые долгосрочные цели и письменно зафиксируйте их.