Даже самый лучший руководитель не в состоянии в одиночку охватить все текущие, срочные и сверхсрочные задачи. Для эффективного расходования рабочего времени и повышения продуктивности команды необходимо делегировать часть управленческих функций подчиненным.
Делегирование – это передача сотруднику полномочий и ответственности за конкретный участок работы и за результат, которого необходимо достичь на этом участке.
Делегирование отличается от обычного распределения обязанностей тем, что передаются управленческие функции.
Достоинства делегирования:
- Личный прогресс для руководителя: выделение времени на важные, стратегические задачи, освоение новых областей знаний
- Повышение уровня профессионализма, мотивации, ответственности сотрудников и возможность подменять руководителя
- Повышение уровня доверия между руководителем и персоналом
- Оптимизация показателей подразделения
Рамки делегирования:
Делегировать можно:
- рутинную работу, отнимающую много времени
- мелкие несложные задачи
- подготовительную работу (составление проектов, предложений)
- работу, требующую специальных профессиональных знаний и навыков
- решение частных вопросов
- участие в заседаниях, где присутствие самого руководителя необязательно
Делегировать нельзя:
- стратегические функции руководителя по определению целей, задач, стратегии
- масштабные финансовые вопросы
- мотивацию сотрудников
- кадровые перемещения
- контроль результатов
- дисциплинарную практику: поощрения и наказания
- утверждение документов и издание приказов
- задачи особой важности, срочности, высокой степени риска
- необычные, исключительные, конфиденциальные дела
- актуальные дела, не оставляющие времени на объяснение и проверку исполнения.
Технология делегирования
Для того, чтобы обеспечить выполнение подчиненными порученной работы, важно ответить на следующие вопросы:
Алгоритм делегирования:
До встречи с сотрудником:
- Обдумайте суть работы, ее критичность, критерии качества процесса и результата, сроки, периодичность контроля.
- Обдумайте круг возможных исполнителей.
В ходе встречи:
- Четко сформулируйте цель и суть задачи, роль сотрудника, ожидаемый результат, почему эта работа важна.
- Разъясните технологию и алгоритм.
- Проверьте понимание задания и готовность сотрудника взяться за это. При необходимости обсудите и устраните барьеры.
- Обозначьте периодичность и способ контроля, способы обратной связи.
- Спросите, есть ли у сотрудника вопросы, и ответьте на них.
После встречи:
- Проинформируйте причастных людей и обеспечьте доступ сотрудника к ресурсам, необходимой информации.
- Предоставьте подчиненному необходимые полномочия и свободу действий в зоне ответственности.
Формула ПОВОД при принятии решения о необходимости делегировать
- Практика - есть ли у вас практика выполнения подобных задач (или задача новая)?
- Опыт - достаточно ли опыта у сотрудника для выполнения этой задачи?
- Время - достаточно ли времени вы можете дать сотруднику на исполнение задачи?
- Основание - если у вас основания перепоручать эту задачу?
- Доверие - полностью ли вы доверяете сотруднику выполнить эту задачу?
Принципы делегирования:
- Прежде чем решать задачу самому, остановитесь и подумайте: Могу ли я это делегировать?
- Выбирая сотрудников для делегирования, оцените следующие факторы: готовность, возможность, опыт, уровень квалификации, степень занятости работника и критичность участка работы.
- Давайте необходимый и достаточный уровень инструкций: Что и зачем нужно сделать? Что нужно получить в итоге? Как и когда это необходимо сделать?
- Делегируйте работу заблаговременно
- Делегируйте работу целиком, а не по частям
- Одну и ту же работу не делегируйте разным людям
- На старте определите сотруднику границы полномочий сотруднику
- Не вмешивайтесь в ход работы без необходимости
Типы исполнителей по соотношению креативность/функциональность
1. «Человек возможностей»: креатив, «генератор идей», «развитийщик»
- сотрудник, ориентированный на решение креативных задач, на поиск новых решений, использование разных подходов при решении типовых задач.
- Таких людей будут мотивировать ситуации неопределённости, необходимости импровизаций, экспромта, творческого подхода к решению поставленной задачи.
- Работники данной категории предпочли бы, чтобы руководитель в общих чертах описал проблему, для решения которой нужно предложить варианты.
- Ориентированные на задачи развития будут благодарны руководителю за возможность самостоятельно перевести проблему в задачи.
2. «Человек процедур»: функционер
- сотрудник, предпочитающий использовать типовой путь или способ решения задачи по отработанным механизмам.
- Благодаря сотрудникам данного типа в организации поддерживается устойчивость и стабильность работы.
- Полезная для развития функция этих работников в том, что в процессе отработки задачи он обозначает «узкие места», «проблемные зоны», в момент появления которых задача ставится в очередь на модернизацию, которую осуществит «развитийщик».
3. «Смешанный тип»
В определенном круге задач способен предложить новые подходы, но с трудом может зафиксировать новый способ отработки задачи и передать его кому-либо.
4. «Универсал»
Может под действием установки руководителя переключаться в требуемый режим и транслировать способы работы как «функционерам», так и «развитийщикам».
! Если Вы не делегируете сотрудникам свои полномочия, Вы создаете условия для того, чтобы они оставались вечными детьми.