Мотивация персонала

«И один человек сможет подвести лошадь к водопою,
но даже сотня людей не заставит ее напиться, если она не захочет»

motivacia.jpg

Эффективность деятельности любой организации неразрывно связана с уровнем вовлеченности ее сотрудников в рабочий процесс и их мотивацией на достижение показателей.

Мотивация – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем обращения к его актуальным потребностям.  Это то, что:

  • ПОБУЖДАЕТ человека к действию
  • НАПРАВЛЯЕТ его поведение
  • ПОДДЕРЖИВАЕТ (или ОСТАНАВЛИВАЕТ) человека в деятельности

Мотивированный сотрудник:

  • Чаще говорит о достижениях, чем о проблемах
  • Ассоциирует свои интересы с интересами организации
  • Стремится к высокому качеству выполнения любой задачи
  • Неравнодушен, «болеет за дело»
  • Позитивно воспринимает идеи руководителя, лоялен

Немотивированный сотрудник:

  • Не проявляет инициативы в работе
  • Не стремится к качеству исполнения
  • Критически воспринимает идеи и предложения руководства.
  • Постоянно находит причины, почему «это сделать невозможно».
  • Часто отпрашивается, «болеет»
  • Ищет другую работу

 

Методы воздействия на мотивацию персонала

I. Материальное стимулирование: надбавки, бонусы, премии

Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду.

Однако, у данного вида стимулирования есть существенный недостаток: человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню доходов, и тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет побудительную силу.

II. Нематериальное стимулирование:

Человек имеет значительное число не связанных с деньгами потребностей, которые оказывают влияние на его поведение и рабочие результаты.

Существует достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования:

  • Патернализм (забота о сотрудниках):

      - дополнительное социальное и медицинское страхование

      - корпоративный детский сад, транспорт до работы

    - компенсация расходов работника (полная или частичная оплата мобильного  телефона, занятий спортом, питания, обучения, корпоративный автомобиль и т.п.)

    - комфортные условия работы: зоны для отдыха и приема пищи, комнаты психологической разгрузки (оснащенные специальными релакс-тренажерами, настольными играми и т.п.), комнаты «выпуска пара» (где можно поколотить грушу, покидать дротики, прокричаться и т.п.)

  • Корпоративные мероприятия и традиции: выезды на природу, поход в театр, на концерт, на матчи, мастер-классы, отмечание праздников и т.п.
  • Подарки: ценные подарки, сувениры, скидки на товары и услуги организации
  • Нематериальные поощрения: публичное признание заслуг, представление к наградам, доска почета
  • Символы статуса: предоставление служебного автомобиля, отдельный кабинет, дополнительная или более современная оргтехника в офисе и т.д.
  • Развитие сотрудников, предоставление возможностей роста: внутреннее обучение, тренинги за счет компании, профессиональные конференции. Направление сотрудников на значимую для них учебу, в престижную командировку
  • Возможность выступления сотрудников в качестве спикера на эфирах радио, на профильных конференциях.
  • Расширение полномочий: «обогащение» должностных обязанностей, вовлечение в принятие решений, участие в управлении и т.п.

 

Механизм мотивации

Человек стремится трудиться с высокой отдачей, готов преодолевать препятствия на пути к намеченной цели, если работа и то вознаграждение, которое он получает в результате, позволяют ему удовлетворять значимые для него потребности. 

Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека!

motivacia2.jpg

Люди существенно отличаются друг от друга по ведущим мотивам трудовой деятельности, по уровню чувствительности к одним и тем же стимулам. То, что интересно и является стимулом для одного сотрудника, может быть совершенно не интересным для другого, и, более того, даже может являться демотиватором.

 

Мотивирование с учетом индивидуальных потребностей людей

motivacia3_0.jpg

motivacia4_0.jpg

motivacia5_0.jpg

motivacia6_0.jpg


Вопросы, направленные на прояснение потребностей сотрудников

  • Что приносит сотруднику в работе наибольшее удовлетворение?
  • Какими задачами ему интереснее всего заниматься? Почему?
  • Какими задачами ему нравится заниматься меньше всего? Почему?
  • Что снижает его желание работать с полной отдачей сил?
  • Какие виды поощрений помимо денег он ценит?
  • Каким он видит для себя «идеальное место работы»?

Более подробно о персональной мотивации сотрудников можно почитать в ниже представленной памятке.