Управленческий контроль - одна из ведущих функций руководителя - отслеживание хода и динамики реализации принятых управленческих решений и уровня достигнутых результатов по качественным и количественным критериям.
Когда контролируем:
- «на входе» - входящий контроль - до фактического начала реализации задач, проектов:
- контроль ресурсов, участвующих в процессе,
- оценка готовности исполнителей к решению задач,
- контроль времени старта проектов
- «в процессе» - промежуточный контроль - осуществляется в ходе реализации задач в фиксированные по времени моменты (точки контроля):
- оценка динамики процесса: эффективности действий и промежуточных результатов
- проверка соблюдения всех норм, стандартов, технологий
- выявление отклонений, «узких» мест и внесение корректив
- «на выходе» - итоговый контроль - оценка достигнутого результата:
- оценка динамики процесса: эффективности действий и промежуточных результатов
- проверка соблюдения всех норм, стандартов, технологий
- выявление отклонений, «узких» мест и внесение корректив
Стили управленческого контроля и их влияние на атмосферу в коллективе
Подавляющий контроль:
- акцент на недостатках с часто сопровождающейся бурной реакцией на них
- отсутствие реакций на позитивные достижения
- людьми воспринимается негативно: они стараются его избегать, приукрашивают свои достижения и замалчивают недостатки, искажая реальную картину происходящего,
- ведет к снижению эффективности работы подразделения
Развивающий контроль:
- акцент на поиске решений, конструктивных изменениях
- формирует атмосферу доверия в коллективе
- помогает исполнителям добиваться качественных результатов
При грамотно выстроенном контроле подчинённые не избегают его, воспринимают его не как инструмент давления, а как дополнительный ресурс!
Построение системы контроля:
- Определение критериев оценки будущих результатов (итоговых и промежуточных). Выработка KПЭ
- Установление плановых величин (целевых показателей) - нормативов, единиц измерения (процентных, числовых, финансовых, экономических и т.д.)
- Определение инструментов для определения соответствия заданным требования
- Определение форм контроля (отчеты, доклады, текущая статистика, мониторинг, наблюдение, совещания и т.д.)
- Установление периодичности контрольных проверок: точек контроля, конкретных сроков отчетности за каждый этап работы.
- Осуществление контроля: сравнение план/факт с опорой на критерии: Что было запланировано к этому сроку? Что сделано на данный момент? Каково качество результата? Есть ли отклонения/ проблемы? В чем их суть и причины? Каков подход к устранению проблем?Каков план работы и необходимый результат до следующей контрольной точки?
Вариант фиксации информации по итогам контроля:
Оценка эффективности управленческого контроля
Показатели качественной системы контроля:
- получение запланированного результата
- сведение к минимуму риска ошибки
- стоимость контроля меньше, чем приносимая им выгода
Показатели некачественной системы контроля:
- присутствие крайностей: тотальный контроль либо практически полное его отсутствие
- использование контроля в качестве инструмента наказания сотрудников
- упущение промежуточных этапов контроля
- акцент на контроле только количества, упуская качество
- выборочный контроль: акцент на отдельных, субъективно значимых параметрах
- жесткий, подавляющий формат контроля
- отсутствие увязки сформированных параметров контроля со стратегическими целями организации
Если мы контролируем не то:
- важные проблемы выявляются не своевременно или остаются незамеченными
- подчиненные уделяют внимание не первостепенным вещам
- управленческие решения могут приниматься исходя из ложных предпосылок
- упускаются серьезные возможности для организации
Если мы контролируем не так:
- снижается мотивация персонала
- подавляется творчество (креативность) и инициатива
- проблемы и ошибки чаще скрываются и замалчиваются, чем исправляются и предотвращаются
- в коллективе напряженный климат, неблагоприятный для эффективной работы персонала
- происходит деформация корпоративной культуры: реальные ценности и нормы поведения заменяются ориентированными на контроль
- затрудняется и замедляется процесс продвижения информации
Инструменты управленческого контроля
МАРС: инструмент контроля
Маяки - контрольные точки, по которым руководитель может отслеживать промежуточные результаты выполнения подчиненным поставленной задачи. Разбив цель или задание на этапы, можно с легкостью расставить маяки контроля.
Активность - темпы продвижения сотрудника от одного маяка к другому, то есть скорость и качество выполнения промежуточных задач.
Размеренность - планирование и контроль последовательности выполнения действий, установление и соблюдение очередности этапов.
Своевременность - отслеживание соблюдения сроков при выполнении задания (на каждом из предусмотренных этапов).
Канбан-доски
Канбан - это японская система управления проектами. Наглядный инструмент, традиционно представляющий собой «доску», разбитую на списки (колонки), между которыми перемещаются карточки (стикеры) с прописанными на каждом из них задачами, исполнителями и сроками.
Классическая доска выглядит примерно так:
Как правило, задачи разбиваются на:
- Запланированные (нужно сделать). Размещаются задачи по приоритету: чем важнее задача – тем выше карточка в списке
- Текущие (в процессе)
- Выполненные
Также можно добавлять на доску дополнительные столбцы: «На согласовании», «На корректировке».
По мере выполнения задачи перемещают от списка к списку слева направо: от запланированных – к выполненным.
Сегодня существует ряд автоматизированных онлайн-инструментов - приложений, построенных по системе канбан для управления проектами, оценки динамики их реализации. С помощью них можно создавать разные списки задач с присвоением им названий, описаний, сроков, исполнителей, а также создавать чек-листы, прикреплять файлы, ставить метки и писать комментарии.
Преимущества использования системы канбан: визуализация работы, контроль временных ресурсов и трудозатрат в целом.
Перевод проблем в задачу: конструктивный формат разрешения проблем
В процессе деятельности у сотрудников могут возникать различные сложности, связанные с реализацией поставленных задач. Если работник не знает, как их преодолеть, то это становится для него проблемой.
Задача, в отличие от проблемы, имеет алгоритм решения.
Отличие проблемы от задачи
Задача руководителя – помочь сотруднику перевести проблему в задачу.
Алгоритм беседы по переводу проблемы в задачу
Правила конструктивной критики
1. Заранее подготовьтесь к разговору:
- убедитесь, что у Вас есть вся необходимая информация по ситуации
- продумайте возможные пути решения проблемы
- заранее подумайте, как сотрудник отреагирует на критику, разработайте стратегию беседы с ним исходя из его личных особенностей
- используйте равный подход и справедливость во взаимоотношениях со всеми без исключения сотрудниками
2. Критикуйте корректно:
- критикуйте сотрудников один на один, не допускайте публичной критики
- критикуйте, пока проблема актуальна
- общая схема разговора: «Позитив + Негатив + Позитив»
3. Говорите четко и по делу:
- доносите свою мысль структурировано
- избегайте сумбура и большого объема информации
- делайте акцент на главном, не придирайтесь к мелочам
- обращайтесь к конкретным фактам и особенностям поведения человека, которые необходимо улучшить или исправить
4. Высказывайте критику, когда Вы в хорошем настроении:
- если Вы разочарованы или злитесь, отложите разговор
- говорите спокойно и доброжелательно
- избегайте грубых или саркастических комментариев
- не давайте воли негативным эмоциям: не позволяйте себе выливать недовольство, гнев и другие отрицательные эмоции на сотрудников, даже если кто-то из них очень подвел Вас
5. Оценивайте поступки, а не людей:
- направляйте критику на неправильные действия, а не на личность человека
- избегайте обобщений и неконкретных замечаний, таких как «Вы плохо работаете» и т.п.
- исключите сверхобобщающие формулировки «всегда» и «никогда»
- обсуждайте ситуацию лишь по данному конкретному поводу, не поминайте прошлых грехов
6. Концентрируйтесь на поиске решения, минимизируйте обвинения
- замените фразу «Вы сделали неправильно» словами «Я думаю, что эффективнее было бы сделать по-другому»
- покажите, что Вы уверены в способности сотрудника справиться с проблемой
- используйте практику не наказания, а конструктивного выявления причин и поиска решений по устранению проблемы. Цель критики – помочь, а не понизить самооценку.