«И один человек сможет подвести лошадь к водопою,
но даже сотня людей не заставит ее напиться, если она не захочет»
Эффективность деятельности любой организации неразрывно связана с уровнем вовлеченности ее сотрудников в рабочий процесс и их мотивацией на достижение показателей.
Мотивация – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем обращения к его актуальным потребностям. Это то, что:
- ПОБУЖДАЕТ человека к действию
- НАПРАВЛЯЕТ его поведение
- ПОДДЕРЖИВАЕТ (или ОСТАНАВЛИВАЕТ) человека в деятельности
Мотивированный сотрудник:
- Чаще говорит о достижениях, чем о проблемах
- Ассоциирует свои интересы с интересами организации
- Стремится к высокому качеству выполнения любой задачи
- Неравнодушен, «болеет за дело»
- Позитивно воспринимает идеи руководителя, лоялен
Немотивированный сотрудник:
- Не проявляет инициативы в работе
- Не стремится к качеству исполнения
- Критически воспринимает идеи и предложения руководства.
- Постоянно находит причины, почему «это сделать невозможно».
- Часто отпрашивается, «болеет»
- Ищет другую работу
Методы воздействия на мотивацию персонала
I. Материальное стимулирование: надбавки, бонусы, премии
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду.
Однако, у данного вида стимулирования есть существенный недостаток: человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню доходов, и тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет побудительную силу.
II. Нематериальное стимулирование:
Человек имеет значительное число не связанных с деньгами потребностей, которые оказывают влияние на его поведение и рабочие результаты.
Существует достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования:
- Патернализм (забота о сотрудниках):
- дополнительное социальное и медицинское страхование
- корпоративный детский сад, транспорт до работы
- компенсация расходов работника (полная или частичная оплата мобильного телефона, занятий спортом, питания, обучения, корпоративный автомобиль и т.п.)
- комфортные условия работы: зоны для отдыха и приема пищи, комнаты психологической разгрузки (оснащенные специальными релакс-тренажерами, настольными играми и т.п.), комнаты «выпуска пара» (где можно поколотить грушу, покидать дротики, прокричаться и т.п.)
- Корпоративные мероприятия и традиции: выезды на природу, поход в театр, на концерт, на матчи, мастер-классы, отмечание праздников и т.п.
- Подарки: ценные подарки, сувениры, скидки на товары и услуги организации
- Нематериальные поощрения: публичное признание заслуг, представление к наградам, доска почета
- Символы статуса: предоставление служебного автомобиля, отдельный кабинет, дополнительная или более современная оргтехника в офисе и т.д.
- Развитие сотрудников, предоставление возможностей роста: внутреннее обучение, тренинги за счет компании, профессиональные конференции. Направление сотрудников на значимую для них учебу, в престижную командировку
- Возможность выступления сотрудников в качестве спикера на эфирах радио, на профильных конференциях.
- Расширение полномочий: «обогащение» должностных обязанностей, вовлечение в принятие решений, участие в управлении и т.п.
Механизм мотивации
Человек стремится трудиться с высокой отдачей, готов преодолевать препятствия на пути к намеченной цели, если работа и то вознаграждение, которое он получает в результате, позволяют ему удовлетворять значимые для него потребности.
Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека!
Люди существенно отличаются друг от друга по ведущим мотивам трудовой деятельности, по уровню чувствительности к одним и тем же стимулам. То, что интересно и является стимулом для одного сотрудника, может быть совершенно не интересным для другого, и, более того, даже может являться демотиватором.
Мотивирование с учетом индивидуальных потребностей людей
Вопросы, направленные на прояснение потребностей сотрудников
- Что приносит сотруднику в работе наибольшее удовлетворение?
- Какими задачами ему интереснее всего заниматься? Почему?
- Какими задачами ему нравится заниматься меньше всего? Почему?
- Что снижает его желание работать с полной отдачей сил?
- Какие виды поощрений помимо денег он ценит?
- Каким он видит для себя «идеальное место работы»?
Более подробно о персональной мотивации сотрудников можно почитать в ниже представленной памятке.