Современный информационный поток - постоянная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда и среди которой очень много противоречивых, недостоверных сведений.
Поэтому сегодня очень важным становится НЕ запоминать поступающую информацию, не быть пассивным ее получателем, а фильтровать ее, разбираться в ней: ставить под сомнение, находить способы проверки ее достоверности, отделять полезные данные от шлака, и, в итоге, опираться только на проверенные сведения и источники.
Критическое мышление – это способность, внутренняя установка ставить под сомнение любую входящую информацию и свое отношение к ней. Это один из важнейших на сегодняшний день навыков, позволяющий мыслить рационально, взвешенно принимать решения и не становиться объектом манипуляций в насыщенной, многомерной и токсичной информационной среде.
Основа критического мышления — умение рассуждать.
- Человек с неразвитым критическим мышлением:
- бегло просматривает информацию, не размышляя над аргументами
- не ищет доказательств
- опирается на чувства и интуицию
- принимает решения быстро, не задумываясь
- Человек с развитым критическим мышлением:
- тщательно оценивает, проверяет входящую информацию и свои убеждения
- проверяет первоисточники, ищет стартовую точку информации
- основывается на весомых подтверждениях, фактах
- отделяет факты от мнений
- взвешенно подходит к принятию решений
- ищет доказательства правильности своих выводов
ГЛОБУС: Шесть критериев критического мышления
Г - гибкость. Мышление вариативное, с возможностью пересмотра и корректировки своих убеждений с учетом требований ситуации .
Л - логичность. Способность анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать логичные выводы.
О - обоснованность. Аргументированное обоснование своей позиции с опорой на факты.
Б - беспристрастность. Способность быть объективным: не искать аргументы в пользу своего мнения, а брать во внимание все факты, рассматривать противоположные точки зрения и аргументы в их пользу.
У - упорядоченность. Последовательность, системность, организованность.
С - самостоятельность. Способность самостоятельно приходить к выводам, формировать точку зрения, не поддаваясь навязанным мнениям.
Почему важно критически воспринимать информацию?
Парадоксально, но чем более спорна новость, тем чаще люди верят в нее и, находясь в заблуждении, делятся ею, распространяют среди своего окружения, не проверив на достоверность. Такие действия могут наносить реальный социальный вред: сеять панику, подрывать доверие, провоцировать беспорядки и т.п.
Почему так происходит?
Существуют так называемые «ловушки мышления» (когнитивные искажения), в которые человек может попасть из-за стереотипности, своего предыдущего опыта, предубеждений и эмоций. Такие «ловушки» являются причиной искаженного восприятия человеком поступающей информации и приводят к необдуманному принятию решений.
Полностью избавиться от когнитивных искажений невозможно. Но можно научиться их своевременно замечать и заменять на более осознанные реакции.
Ниже приведены наиболее распространенные «ловушки мышления», влияющие на восприятие человеком информации и действительности в целом, а также альтернативные способы рациональных реакций при попадании в каждую из таких «ловушек».
«Ловушки мышления» и способы не попадать в них
1. Предвзятость подтверждения
Людям свойственно селективно относиться к информации и во всем ее пространстве находить и замечать только ту, которая соответствует их собственным убеждениям, взглядам, гипотезам. При этом человеком игнорируются источники информации, которые опровергают его взгляды и
Таким образом человек больше сфокусирован не на том, чтобы разобраться в достоверности информации и истинности фактов, а на том, чтобы найти подтверждение правильность своих текущих мыслей, выводов, убеждений, гипотез.
Все это, в итоге, формирует у него однобокое, искаженное восприятие происходящего, принятие желаемого за действительное.
- Обращайте внимание не столько на те источники, которые подтверждают вашу позицию, сколько на те, которые ее опровергают.
2. Фильтрация
Концентрация на каком-то одном аспекте жизни, как правило негативном, и игнорирование всех остальных, которые могут подвергнуть сомнению первоначальную оценку ситуации. Таким образом человек перестаёт видеть реальность разносторонне и она для него искажается.< >
- Изучайте информацию целиком, стремитесь быть объективным и формируйте правильные выводы!
3. Эмоции, поспешность в выводах и решениях
Любая поступающая информация вызывает у нас те или иные эмоции: от нейтральных – до ярко выраженных, как позитивного спектра (радость, восторг, гордость и т.п.), так и негативного (гнев, грусть, ненависть и т.п.).
Броские заголовки и дизайны в СМИ, эмоционально окрашенные лозунги и призывы по типу «Важная информация!», «Срочно, репост!» часто вызывают у нас излишнее эмоциональное подключение к ситуации и мы, даже не успев включить мысль и оценить их достоверность, делаем поспешные выводы и принимаем необдуманные решения.
- Не доверяйте эмоционально заряженной информации!
- Никогда не судите об информации по заголовку!
- Никогда не принимайте важных решений быстро. Всегда берите время на обдумывание!
- Всегда ищите первоисточник любой информации! Опирайтесь только на факты и логику, отделяйте мнения от фактов!
4. Черно-белое (полярное) мышление
Склонность человека мыслить крайностями, рассматривая и оценивая всё происходящее вокруг по бинарной логике: да или нет, добро или зло, хороший или плохой, умный или глупый, исключая рассмотрение промежуточных вариантов, а также возможность компромисса или «золотой середины». Так, мысля из полярных позиций негативиста/позитивиста, люди часто уходят в одну из двух крайностей. Так, негативист, получая информацию, сразу ищет в ней что-то плохое и фокусируется на этом, игнорируя все хорошее. С позитивистами ситуация противоположная: получая информацию, они концентрируются только на положительных ее аспектах, не беря во внимание отрицательные факторы, имеющуюся критику и т.п.
И в том, и в другом случае, возникает проблема объективности восприятия информации и ее интерпретации.
- В каждой ситуации задавайте себе вопрос: Какие есть плюсы и минусы в данной ситуации, у каждого конкретного решения, объекта? Как бы мыслили и какое решение выбрали бы другие люди и почему?
5. Сверхобобщение. Преувеличение вероятности частных случаев
Сверхобобщение - безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на их обширные совокупности. Происходит, когда после одного события или серии совпадений у нас формируется устойчивое правило в части ожидания сценария всех последующих событий и их финала. В итоге такое заблуждение заставляет людей делать далеко идущие, глобальные выводы, основываясь на единичном случае или единственном вырванном из контекста аспекте.
Эффект ореола – как вариант сверхобобщения - склонность оценивать объект в зависимости от общего впечатления о нем либо на основании отдельной его характеристики. Яркий пример – формирование мнения о человеке, его образа на основе какого-то одного яркого, доминирующего качества – плохого или хорошего – не беря во внимание другие характеристики. Следуя таким образом, мы либо идеализируем объект, не видя в нем недостатки, либо, наоборот, на основе какой-то одной негативной черты, создаем негативный образ в целом, не видя ничего положительного.
- Попрощайтесь с терминами «никогда» и «всегда»!
- Меняйте внутреннюю установку «Всегда так происходит» на «Иногда события развиваются таким образом, но в каждой новой ситуации их сценарий и их исход могут быть иными».
- При оценке человека никогда не поддавайтесь первому впечатлению! Выключайте эмоции, старайтесь оценивать конкретные качества, поступки, навыки.
6. Ловушка следствия
Любимый прием пропагандистов и манипуляторов, с помощью которого они обманывают, не обманывая. Типичный пример: сообщение в новостях, что после одного определенного события последовало другое. И у человека рождается идея, что второе событие является следствием первого. Идет искажение представлений о реальности.
- Всегда помните, что «после» и «впоследствии» не значит «вследствие»!
7. Катастрофизация
Привычка раздувать важность незначительных событий, пока они в мыслях человека не примут масштаб катастрофы - «делать из мухи слона». «Это полный провал!», «Случилось непоправимое!» и т.п.
- Искореняйте привычку мыслить негативно и предполагать худший вариант развития событий.
В каждой ситуации подобных своих реакций ответьте себе на вопросы:
- Что самое ужасное есть и может произойти в этой ситуации?
- Какие есть аргументы и доказательства, подтверждающие это?
- Как можно справиться с ситуацией, если это произойдет?
- Существуют ли иные объяснения происходящему? Как можно было бы еще рассуждать в этой ситуации?
Очень часто, получив ответы на эти вопросы, человек осознает, насколько далеки от действительности его катастрофические мысли и догадки.
Как провести проверку информации на правдивость и достоверность?
Чтобы провести проверку информации (статьи, новости и т.п.) на достоверность, важно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Изучайте информацию целиком
Никогда не судите об информации по заголовку, изучайте ее целиком и вдумчиво. Так, названия статей, новостей в СМИ могут быть провокационными, кричащими, скандальными, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. При внимательном их прочтении целиком часто оказывается, что никакой связи с броским заголовком нет.
2. Находите и изучайте первоисточник
Первоисточник — это самая первая точка, из которой исходит информация. Это может быть интервью очевидца, видео или аудиозапись, документ или пресс-релиз. Важно найти именно изначальную информацию, а не перепечатку, ведь множественный пересказ зачастую ведет к искажению. К примеру, если в статье указана ссылка не на источник, а на другой материал, то лучше перепроверить и найти именно стартовую точку информации.
Первоисточник можно искать среди таких ресурсов, как:
- порталы государственных служб и министерств
- отчеты о работе организаций, в том числе архивные
- оригиналы научных исследований
- судебные документы и постановления
- первые интервью очевидцев события
- крупнейшие информационные агентства
- отчеты центров социологических исследований
3. Оценивайте надежность источника
Оцените, насколько авторитетен источник информации (новостной источник):
- Изучите подробную информацию о портале: данные о регистрации, редакторской группе, аудитории, помните, что недостоверная новость может быть размещена даже на популярном портале федерального значения. Посмотрите URL (сетевой адрес) данного портала. Очень часто фейковые ресурсы маскируются под популярные, копируя дизайн и изменяя в написании адреса, например, всего одну букву. То же самое касается аккаунтов
- Обратите внимание на дату новости, статьи
- Проверьте, есть ли ссылки на первоисточники информации? Пройдите по ссылкам в этой статье: кто первоначально сообщил об этом событии - официальные органы, авторитетные организации или сомнительные безымянные свидетели? Есть ли подтверждения в других источниках
- Обратите внимание на то, где именно опубликована информация
4. Проверяйте автора информации
- Изучите кто автор информации? Кем опубликован текст статьи, новости?
- Какие еще статьи принадлежат перу этого автора?
- Есть ли какая-то информация о нем в интернете?
- О чем он писал до этого?
5. Исследуйте содержание информации на полноту изложения, наличие противоречий
Разделите информацию на смысловые блоки:
- Что первично, а что вторично?
- Что главное, а что второстепенное?
- Где причина, а где следствие?
- Как одно взаимосвязано с другим?
- Какой главный итог и вывод можно сделать?
Исследуйте информацию на логику и полноту изложения, наличие противоречий:
- Понятен ли предмет обсуждения?
- Нет ли подмены темы или умышленных переключений?
- Не сужается или не расширяется ли тема?
- Все ли аргументы можно назвать правдивыми?
- Все ли доводы раскрыты и доказаны?
- Нет ли противоречий? Есть ли четкая причинно-следственная связь?
6. Проверяйте изображения и видео
Часто новостные материалы создаются на основе фото- или видеоматериалов, однако они не всегда подвергаются должной проверке. Существует ряд порталов, которые дают возможность проверить дату публикации визуального контента в интернете, что, к примеру, позволит выяснить, не выдаются ли старые фото или видео за свежие; или проверить, подвергалось ли изображение обработке в графических редакторах.
7. Ищите на разных языках
Если прочитанная информация на русскоязычном ресурсе показалась Вам сомнительной, можно поискать похожие материалы на английском, пользуясь поиском по ключевым словам. Особенно важно, если тема статьи касается другой страны или международных событий. Также можно ссылаться на сайты международных организаций и иностранных компаний.
8. Оценивайте возможную предвзятость и заинтересованность
- Можно ли сказать, что текст эмоционально насыщен? Не забывайте, что излишняя эмоциональность информации - это первый признак подделки или пропаганды.
- Кем опубликован этот текст — вашими «сторонниками» по системе ценностей и убеждений или «противниками»? Может быть, стоит обратиться к противоположной точке зрения, чтобы увидеть разные мнения и позиции по этому вопросу?
- Какой может быть целевая аудитория у этой новости? Есть ли кто-то, кто мог быть заинтересован в ее распространении?
- Какова позиция автора информации? Если материал написан предвзято и автор явно поддерживает одну из сторон конфликта, такой источник может оказаться недостаточно объективным. Со стороны читателя также будет не лишним поискать информацию на разных порталах, а не доверять единственному источнику
- Подумайте, насколько Вы лично заинтересованы в правдивости или ложности данной информации? Никогда не забывайте о собственной предвзятости!
9. Обращайтесь к экспертам
Мнение, комментарий эксперта (-ов) в области оцениваемой информации может помочь объективно исследовать ее, подтвердить или опровергнуть те или иные факты.
При выборе экспертов важно также быть внимательным и непредвзятым.
Инструменты оценки подлинности информации
Модель «5W+H»
Модель «5W+H» - базовая методика проверки подлинности информации.
Аббревиатура 5W+H образована от первых букв английских слов, которые в переводе на русский звучат: Что? Кто? Где? Почему? Когда? Как? и в совокупности представляют систему вопросов, позволяющих проверять любую входящую информацию на достоверность фактов и источников.
Ответы на эти шесть вопросов помогут проверить подлинность, правдивость любых фактов и понять, насколько можно доверять тому или иному источнику информации.
Метод проверки источников «IMVAIN»
Метод «IMVAIN» назван по первым буквам английских слов, которые в переводе на русский звучат: Независимость, Множественность, Верифицируемость, Авторитетность, Название и обозначают свойства, которыми должен обладать надежный источник информации:
! Перечисленные вопросы нужно задавать только к источнику, а не к новости в целом.
Лексический анализ текста
Лексический анализ - это научный метод проверки текста, помогающий выявить манипуляции автора с данными и фактами, искажения информации.
Чтобы провести полный анализ, нужно углубляться в методику, но для проверки новостей достаточно знать несколько признаков текста, над которым стоит задуматься:
1. Оценочная лексика. Суждения вместо фактов
Материал должен быть безоценочным: показывать максимально объективную картину происходящего со ссылкой на факты, без оценок, мнений и суждений.
Если в материалах встречается оценка, суждения вместо фактов, значит они субъективны, являются мнением автора, а не объективным фактом.
2. Синонимы
Близкие по значению слова, которые могут менять/искажать восприятие сообщения и логику мышления читателя. Например, если вместо слова «митинг» пишут «шествие» или «несогласованная акция», то восприятие может быть неоднозначным.
3. Намеренное использование терминологии
Использование автором специальных терминов, которые могут быть не всем очевидны.
4. Эвфемизмы
Нейтральные по смыслу слова, которыми заменяют что-то неприятное или неуместное. И это мешает точно понять сообщение.
5. Противоречие в изложении материала
Нарушение логики повествования, когда последующий аргумент не подкрепляет предыдущий тезис, а является самостоятельным суждением.
6. Введение эксперта
Хороший текст должен быть сбалансированным, содержать различные точки зрения или прозрачно объяснять, почему их не учли в данном анализе.
Мнения экспертов подтверждают или опровергают факты, помогают понять тему, в которой читатель не разбирается. Однако регалии эксперта часто могут не отражать его компетентность.
7. Стилистически сниженная лексика
В новостях могут употреблять ругательства или оскорбления. Такие новости непрофессиональные, а значит могут быть ложными.
8. Мнения пользователей
Использование мнений и комментариев читателей - как части новости, представляя их самой новостью. Так журналист снимает с себя ответственность за слова или лексику читателей, но передает смысл их сообщений. Если имеют место эти признаки в тексте, значит нужно остановиться и задуматься.
Как развить у себя критическое мышление
Критическое мышление - это не врожденная способность, не природный дар, а навык, который каждый человек может у себя развить.
Выработайте у себя полезные привычки:
1. Всегда задавайте проясняющие вопросы о том, что Вы видите, слышите, читаете:
Какие факты подтверждают это? Источник этой информаций?
2. Оценивайте качество информации, доказательств
Всегда критически подходите к оценке полученной информации.
Проверяйте на качество любые статьи из интернета, новые идеи, размышления свои и окружающих: их логичность, достоверность, подкрепление фактами.
Ищите всему подтверждение и обоснование. Учитесь отличать мнения от фактов.
3. Выявляйте когнитивные искажения
Наблюдайте за собой и другими людьми, обращайте внимание на качество выводов, нестыковки в логике, подверженность эмоциональному восприятию информации.
Не бойтесь признавать собственные ошибки.
4. Перепроверяйте информацию, особенно, если сомневаетесь в ее объективности.
Пробуйте идти от обратного: вместо того, чтобы искать информацию, подтверждающую точку зрения, поищите ту, которая ее может опровергнуть.
5. Общайтесь с разными людьми, участвуйте в дискуссиях, учитывайте и сравнивайте альтернативные взгляды
Старайтесь получать информацию по теме/по ситуации из нескольких источников. Рассматривайте проблемы с разных сторон, сравнивайте альтернативные позиции, оценивайте их на достоверность, выявляйте противоречия.
6. Читайте качественную литературу из проверенных источников
Часто в книгах и статьях не только описываются научные открытия, но и есть хорошие примеры научного подхода и критического мышления.