Развитие персонала – как важная задача руководителя
Хорошие кадры выращиваются в хорошем «грунте»
и при хорошем уходе
Эффективность деятельности любой организации неразрывно связана с уровнем профессионализма ее сотрудников.
Развитие персонала – одна из ключевых функций руководителя. Включает в себя следующий комплекс мероприятий:
- подбор персонала
- адаптацию персонала
- расстановку персонала
- профессиональное обучение и развитие
- комплексную оценку и аттестацию
- переподготовку и повышение квалификации
- внутреннюю сертификацию
- вовлечение и мотивацию
- формирование лояльности
- планирование деловой карьеры и служебно-профессиональное продвижение
- формирование перспективного кадрового резерва и работу с ним
- организацию изобретательской и рационализаторской деятельности, развитие инновационности
- развитие корпоративной культуры
Ключевые условия успешного развития персонала
Взрослые обучаются лучше:
- когда они мотивированы
- когда они несут ответственность
- на практике и на опыте
- на границе своей зоны комфорта
- на успешных примерах и моделях
- когда обучение носит практический характер
- когда возможен индивидуальный подход в обучении (формат, темп)
- когда обучение поддерживается эффективными процессами и системами
Роль руководителя в обеспечении качественного развития персонала
Организация процесса обучения персонала
1. Определение потребности персонала в получении тех или иных знаний с учетом текущих и будущих задач организации:
- Кого учить?
- Чему учить?
- Как учить?
- Для чего учить?
2. Постановка целей обучения.
3. Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов
4. Подбор и подготовка преподавателей, тренеров, наставников, методистов
5. Проведение обучения. Обеспечение прозрачности учебного процесса и ясной мотивации сотрудников
6. Текущий контроль процесса обучения
7. Оценка эффективности обучения на основе заранее сформированных прозрачных механизмов измерения качества знаний.
8. Получение обратной связи от слушателя о качестве учебного процесса и методических материалов (анкетирование, опросы)
9. Создание системы поддержки использования полученных знаний и умений.
Современные подходы к развитию персонала
1. Системность и непрерывность обучения
В современных реалиях на первый план выходит качество образования и постоянное совершенствование себя. Причем сегодня актуально иметь навыки в нескольких областях, чтобы был простор для маневра на случай неожиданных обстоятельств.
2. Опережающий характер обучения
Программы обучения должны быть направлены на развитие перспективных знаний и навыков в соответствии со стратегией развития организации
3. Персональный подход к сотрудникам
Это подход, дающий возможность адаптировать учебный процесс под нужды конкретного человека, основываясь на его приоритетах, возможностях, имеющихся знаниях и навыках, а также на предпочитаемых им форматах обучения.
4. Интерактивность. Новые форматы обучения
Применение интерактивных обучающих форматов позволяет повысить степень вовлечения сотрудников в обучающий процесс и увеличить эффективность запоминания. Наилучшие результаты показывают деловые игры (онлайн и офлайн), микрообучение, интенсивы, видеоролики и интерактивное видео, квизы, диалоговые тренажеры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности (AR- и VR-симуляторы).
Сейчас широко используются обучающие цифровые платформы, чек-листы и обучающая инфографика, чат-боты и виртуальные ассистенты.
5. Ориентация на практику: принцип 70/20/10
Сегодня большинство компаний придерживаются принципа 70/20/10, согласно которому 70% необходимых для работы знаний сотрудники получают непосредственно на своем рабочем месте, еще 20% знаний и умений они получают при формальном или неформальном общении с коллегами, и лишь 10% они приобретают в ходе плановых учебных занятий.
6. «Гибкие» практики
«Гибкие практики», пришедшие из ИТ-сферы, сегодня широко используется в образовании. Они позволяют разбить учебный процесс на короткие этапы (спринты, интенсивы) с четкими целями на каждый период, организовать и эффективно выстроить работу в учебных командах (по 6-8 человек) с четким распределением ролей и постоянным совместным отслеживанием результатов и прогресса в обучении.
7. Обратная связь
В процессе обучения сотрудников очень важным является предоставление им регулярной обратной связи по достигнутым результатам. Это дает им мотивацию уделять учебе больше времени и сил, а также позволяет оценивать эффективность обучающих программ и учитывать пожелания сотрудников к содержанию и формату при их построении.
Виды обучения персонала
Инструменты развития персонала
- Вводное обучение – ознакомление с рабочим местом, должностными обязанностями и доступными инструментами, знакомство с коллегами и партнерами
- Самообучение - анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы, изучение аудио- видеоматериалов, электронных курсов, подборка материалов и т.п.
- Семинары – групповые занятия, сочетающие теоретические материалы с выполнением практических заданий (часто групповых)
- Обучающие курсы – занятия со сбалансированным содержанием теоретического и практического материала; могут проводиться как в групповом формате, так и индивидуально
- Тренинги (очные и дистанционные) – обучающие занятия, в которых короткие теоретические лекции чередуются с большими объемами индивидуальных и групповых практических заданий. Обычно проводятся с большей интенсивностью, чем курсы, практически всегда имеют групповой формат и предполагают акцент на практических аспектах обучения.
- Мультимедийные занятия – видеоуроки, вебинары и онлайн-курсы
- Видеоанализ, позволяющий участникам увидеть себя со стороны, проанализировать особенности своего поведения, определить сильные стороны, ресурс для развития
- Обучение на опыте более квалифицированных коллег - наблюдение за человеком, являющимся экспертом в интересующей области, обладающим определенными навыками, компетенциями; совместное обсуждение с ним его опыта и способов его приобретения
- Наставничество – развивающий подход, в ходе которого более опытный коллега передает профессиональный опыт и знания своему подопечному (поднаставному) и контролирует освоение им новых навыков
- Менторинг - форма взаимно обогащающих отношений, при которых ментор передает личный опыт и знания подопечному, развивая тем самым свой лидерский потенциал
- Коучинг - процесс индивидуального консультирования, нацеленный на максимальное развитие профессиональной эффективности
- Развивающие задания, проекты, позволяющие приобрести, совершенствовать необходимые компетенции, навыки
- Развитие на рабочем месте - конкретные задачи из производственной деятельности, которые способствуют развитию желаемых навыков, компетенций
- Деловые, ролевые, имитационные игры, моделирующие определенные ситуации и требующие от участников применения определенной группы умений и навыков с последующим анализом поведения. Игры адаптируются под конкретную задачу и способствуют развитию эффективных моделей поведения, комплексному развитию деловых навыков
- Развивающие дискуссии, в результате которых участники обмениваются мнениями, идеями, расширяя кругозор, а также развивают коммуникативные компетенции и навыки работы в команде
- Мозговой штурм, позволяющий собрать максимум креативных вариантов решений и найти наиболее оптимальное решение по заданной теме
- Делегирование полномочий и задач, расширяющих круг обязанностей и позволяющих приобрести не достающие навыки
- Кадровая ротация – плановый перевод сотрудников на другие должности для обучения смежным профессиям
- Опережающее обучение: вовлечение в процессы, временное замещение должности, требующих более высокого уровня развития компетенций по сравнению с привычным; участие в совещаниях более высокого уровня по сравнению с привычным и т.п.
- Индивидуальный план развития (ИПР) – это согласованная программа действий по развитию конкретных навыков и компетенций. ИПР оставляется на определенный временной период и является своеобразной картой, которой следует сотрудник в своем развитии. Систематизирует и направляет развитие во временной перспективе.
- Обратная связь - обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем, внешним коучем прогресса в развиваемых компетенциях
Технология предоставления обратной связи сотрудникам подробно описана ниже.
Обратная связь – как инструмент развития персонала
Обратная связь является ключевым компонентом в развитии сотрудников. Она не только помогает исправить ошибки в действиях, но и закрепляет желательное поведение, стимулирует профессиональное развитие и, в результате, способствует достижению поставленных целей.
Обратная связь — это информация о поведении сотрудника в прошлом, которую сообщают ему в настоящем, рассчитывая, что она повлияет на его поведение в будущем.
Чтобы обратная связь оказывала эффект, который в нее заложен, важно уметь ее грамотно предоставлять.
Принципы развивающей обратной связи
- Своевременная: относится к недавней ситуации, которая свежа в памяти и актуальна
- Сбалансированная: с соблюдением баланса критики и похвалы
- Диалогичная: с запросом самооценки сотрудника произведенных им действий
- Конкретная: описывает конкретный пример поведения в конкретной ситуации
- Описывающая последствия неправильных действий: описывает влияние неправильных действий на рабочий процесс
- Конструктивная: направлена на последующие конструктивные изменения в будущем. Предполагает конструктивный формат предоставления: направленность на поведение, а не на личность
- Развивающая: с предоставлением конкретных рекомендаций по изменению неэффективных действий в текущей ситуации и недопущении их в будущем
Алгоритм предоставления развивающей обратной связи