На сегодняшний день существует множество современных методов развития компетентности:
Самообучение - анализ прошлого опыта, чтение специальной литературы, изучение нормативно-правовых актов, научно-профессиональных публикаций, статей, анализ регионального, российского и зарубежного опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, изучение аудио- видеоматериалов, электронных курсов, подборка материалов, дистанционное обучение и т.п.
Семинары – групповые занятия, сочетающие теоретические материалы с выполнением практических заданий (часто групповых).
Обучающие курсы – занятия со сбалансированным содержанием теоретического и практического материала; могут проводиться как в групповом формате, так и индивидуально.
Тренинги (очные и дистанционные) – обучающие занятия, в которых короткие теоретические лекции чередуются с большими объемами индивидуальных и групповых практических заданий. Обычно проводятся с большей интенсивностью, чем курсы, практически всегда имеют групповой формат и предполагают акцент на практических аспектах обучения.
Мультимедийные занятия – видеоуроки, вебинары и онлайн-курсы.
Видеоанализ, позволяющий участникам увидеть себя со стороны, проанализировать особенности своего поведения, определить сильные стороны, ресурс для развития.
Обучение на опыте более квалифицированных коллег - наблюдение за человеком, являющимся экспертом в интересующей области, обладающим определенными навыками, компетенциями; совместное обсуждение с ним его опыта и способов его приобретения.
Наставничество – развивающий подход, в ходе которого более опытный коллега передает профессиональный опыт и знания своему подопечному и контролирует освоение им новых навыков.
Менторинг - форма взаимно обогащающих отношений, при которых ментор передает личный опыт и знания подопечному, развивая тем самым свой лидерский потенциал.
Коучинг - процесс индивидуального консультирования, нацеленный на максимальное развитие профессиональной эффективности.
Развивающие задания, проекты, позволяющие приобрести, совершенствовать необходимые компетенции, навыки. участие в разработке, реализации, координации проектов, программ (социально-значимых и требующих более высокого уровня развития выбранного навыка), учебно-методических программ, преподавательская деятельность.
Экспертная деятельность - участие в деятельности коллегиальных и совещательных органов (в составе комиссий, рабочих групп, экспертных и координационных советов).
Развитие на рабочем месте - конкретные задачи из производственной деятельности, которые способствуют развитию желаемых навыков, компетенций.
Деловые, ролевые, имитационные игры, моделирующие определенные ситуации и требующие от участников применения определенной группы умений и навыков с последующим анализом поведения. Игры адаптируются под конкретную задачу и способствуют развитию эффективных моделей поведения, комплексному развитию деловых навыков.
Развивающие дискуссии, в результате которых участники обмениваются мнениями, идеями, расширяя кругозор, а также развивают коммуникативные компетенции и навыки работы в команде.
Мозговой штурм, позволяющий собрать максимум креативных вариантов решений и найти наиболее оптимальное решение по заданной теме.
Делегирование полномочий и задач, расширяющих круг обязанностей и позволяющих приобрести не достающие навыки.
Кадровая ротация – плановый перевод сотрудников на другие должности для обучения смежным профессиям.
Дополнительное профессиональное образование – переподготовка, повышение квалификации.
Опережающее обучение: вовлечение в процессы, временное замещение должности, требующих более высокого уровня развития компетенций по сравнению с привычным; участие в совещаниях более высокого уровня по сравнению с привычным и т.п.
Индивидуальный план развития (ИПР) – это согласованная программа действий по развитию конкретных навыков и компетенций. ИПР оставляется на определенный временной период и является своеобразной картой, которой следует сотрудник в своем развитии. Систематизирует и направляет развитие во временной перспективе.
Обратная связь - обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем, внешним коучем прогресса в развитии целевых компетенций.