Модель развития навыка

Модель развития навыка

В процессе формирования любого навыка, компетенции можно выделить четыре этапа:

Этапы формирования навыка

Сущность этапа

Цель этапа

Способы повышения компетентности на каждом этапе

1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание)

 

- основное препятствие на пути к обучению

Человек не осознает, что ему не хватает каких-либо знаний или умений, что эффективность его работы не соответствует предъявляемым требованиям, хотя в действительности это именно так.

Предстает в двух вариантах:

1. Неагрессивный: «Я просто не знаю, что можно делать по-другому, лучше, но когда узнаю, то буду рад обучиться, скорректироваться»

2. Агрессивный: «Мне говорят, что надо делать по-другому, но я с этим не согласен и считаю, что я и так все делаю хорошо, учиться чему-то другому не вижу смысла»

Переведение человека в состояние осознанной некомпетентности: осознание и готовность

к изменениям, приобретению новых знаний, опыта   - > перемещение из зоны «без перемен» к формулированию новых возможностей за пределами текущего состояния.

1. Самоанализ -определение своих сильных и слабых сторон, областей некомпетентности.

2. Обратная связь других людей по поводу своего потенциала.

3. Наблюдение за эффективными ролевыми моделями.

4. Работа со своими установками в части принятия и развития себя.

5. Самомотивация на развитие.

2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание)

Человек осознает, что существует определенная проблема, понимает необходимость в развитии. Он открыт обучению, сняты фильтры, мешающие восприятию нового.  

В идеале именно на этом этапе человек должен приступать к обучению, развитию. Если начать обучение раньше, то человек просто не будет воспринимать и запоминать новое, т.к. будет понимать значимости этого для себя.

Сформированная осознанная  готовность учиться, развиваться.

 

 

1.Различение на практике компетентных и некомпетентных форм поведения.

2. Определение ключевых целевых областей для развития и составление плана.

3. Практическая отработка навыков и оценка прогресса.

4. Развитие силы воли.

5. Работа с установками.

6. Поддержка (мотивация).

3. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (знание, неустойчивый навык)

В процессе целенаправленного приобретения новых знаний и навыков компетентность человека возрастает, он уже умеет делать что-то по-другому, но делает это пока неуверенно и не целостно,

продумывая и осознанно контролируя каждое действие.

На этом этапе есть два больших риска:

- закрепляется неправильный или не совсем правильный навык,

- из-за сложностей человек отказывается от закрепления нового, возвращаясь к более простой, привычной схеме действий.

Человек составил для себя план освоения нового и действует в соответствии с ним.

 

Переведение в состояние неосознанной компетентности.

1. Продолжение мероприятий цикла обучения (отработка навыка).

2. «21 повторение» без разрыва (инкубационная стадия).

3. Продолжение получения обратной связи.

 

4. НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

(автоматический навык)

 

- конечная цель обучения

Автоматическое выполнение правильных действий, которые становятся нормой и привычкой. Человек сосредотачивает свое внимание на самой задаче, а не на методах ее решения.

На этой стадии есть риск возврата на стадию неосознанной некомпетентности по причине излишней самоуверенности в реализации навыка. Поэтому полезно время от времени сознательно возвращаться на стадию осознанной компетентности

Эффективное выполнение своей работы и осознание необходимости и дальше повышать свою квалификацию.

1. Время от времени подвергать сомнению свою компетентность.

2. Освежать свои практические идеи.

Находить более сложные задачи за пределами автоматизма и развивать высший пилотаж

3. Время от времени получать обратную связь