Модель развития навыка
В процессе формирования любого навыка, компетенции можно выделить четыре этапа:
Этапы формирования навыка |
Сущность этапа |
Цель этапа |
Способы повышения компетентности на каждом этапе |
1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание)
- основное препятствие на пути к обучению |
Человек не осознает, что ему не хватает каких-либо знаний или умений, что эффективность его работы не соответствует предъявляемым требованиям, хотя в действительности это именно так.
Предстает в двух вариантах:
1. Неагрессивный: «Я просто не знаю, что можно делать по-другому, лучше, но когда узнаю, то буду рад обучиться, скорректироваться»
2. Агрессивный: «Мне говорят, что надо делать по-другому, но я с этим не согласен и считаю, что я и так все делаю хорошо, учиться чему-то другому не вижу смысла» |
Переведение человека в состояние осознанной некомпетентности: осознание и готовность
к изменениям, приобретению новых знаний, опыта - > перемещение из зоны «без перемен» к формулированию новых возможностей за пределами текущего состояния. |
1. Самоанализ -определение своих сильных и слабых сторон, областей некомпетентности.
2. Обратная связь других людей по поводу своего потенциала.
3. Наблюдение за эффективными ролевыми моделями.
4. Работа со своими установками в части принятия и развития себя.
5. Самомотивация на развитие. |
2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание) |
Человек осознает, что существует определенная проблема, понимает необходимость в развитии. Он открыт обучению, сняты фильтры, мешающие восприятию нового.
В идеале именно на этом этапе человек должен приступать к обучению, развитию. Если начать обучение раньше, то человек просто не будет воспринимать и запоминать новое, т.к. будет понимать значимости этого для себя. |
Сформированная осознанная готовность учиться, развиваться.
|
1.Различение на практике компетентных и некомпетентных форм поведения.
2. Определение ключевых целевых областей для развития и составление плана.
3. Практическая отработка навыков и оценка прогресса.
4. Развитие силы воли.
5. Работа с установками.
6. Поддержка (мотивация). |
3. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (знание, неустойчивый навык) |
В процессе целенаправленного приобретения новых знаний и навыков компетентность человека возрастает, он уже умеет делать что-то по-другому, но делает это пока неуверенно и не целостно,
продумывая и осознанно контролируя каждое действие.
На этом этапе есть два больших риска:
- закрепляется неправильный или не совсем правильный навык,
- из-за сложностей человек отказывается от закрепления нового, возвращаясь к более простой, привычной схеме действий. |
Человек составил для себя план освоения нового и действует в соответствии с ним.
Переведение в состояние неосознанной компетентности. |
1. Продолжение мероприятий цикла обучения (отработка навыка).
2. «21 повторение» без разрыва (инкубационная стадия).
3. Продолжение получения обратной связи.
|
4. НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(автоматический навык)
- конечная цель обучения |
Автоматическое выполнение правильных действий, которые становятся нормой и привычкой. Человек сосредотачивает свое внимание на самой задаче, а не на методах ее решения.
На этой стадии есть риск возврата на стадию неосознанной некомпетентности по причине излишней самоуверенности в реализации навыка. Поэтому полезно время от времени сознательно возвращаться на стадию осознанной компетентности |
Эффективное выполнение своей работы и осознание необходимости и дальше повышать свою квалификацию. |
1. Время от времени подвергать сомнению свою компетентность.
2. Освежать свои практические идеи.
Находить более сложные задачи за пределами автоматизма и развивать высший пилотаж 3. Время от времени получать обратную связь |