Модель развития навыка
В процессе формирования любого навыка, компетенции можно выделить четыре этапа:
Этапы формирования навыка | Сущность этапа | Цель этапа | Способы повышения компетентности на каждом этапе |
1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание)
- основное препятствие на пути к обучению | Человек не осознает, что ему не хватает каких-либо знаний или умений, что эффективность его работы не соответствует предъявляемым требованиям, хотя в действительности это именно так. Предстает в двух вариантах: 1. Неагрессивный: «Я просто не знаю, что можно делать по-другому, лучше, но когда узнаю, то буду рад обучиться, скорректироваться» 2. Агрессивный: «Мне говорят, что надо делать по-другому, но я с этим не согласен и считаю, что я и так все делаю хорошо, учиться чему-то другому не вижу смысла» | Переведение человека в состояние осознанной некомпетентности: осознание и готовность к изменениям, приобретению новых знаний, опыта - > перемещение из зоны «без перемен» к формулированию новых возможностей за пределами текущего состояния. | 1. Самоанализ -определение своих сильных и слабых сторон, областей некомпетентности. 2. Обратная связь других людей по поводу своего потенциала. 3. Наблюдение за эффективными ролевыми моделями. 4. Работа со своими установками в части принятия и развития себя. 5. Самомотивация на развитие. |
2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (незнание) | Человек осознает, что существует определенная проблема, понимает необходимость в развитии. Он открыт обучению, сняты фильтры, мешающие восприятию нового. В идеале именно на этом этапе человек должен приступать к обучению, развитию. Если начать обучение раньше, то человек просто не будет воспринимать и запоминать новое, т.к. будет понимать значимости этого для себя. | Сформированная осознанная готовность учиться, развиваться.
| 1.Различение на практике компетентных и некомпетентных форм поведения. 2. Определение ключевых целевых областей для развития и составление плана. 3. Практическая отработка навыков и оценка прогресса. 4. Развитие силы воли. 5. Работа с установками. 6. Поддержка (мотивация). |
3. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (знание, неустойчивый навык) | В процессе целенаправленного приобретения новых знаний и навыков компетентность человека возрастает, он уже умеет делать что-то по-другому, но делает это пока неуверенно и не целостно, продумывая и осознанно контролируя каждое действие. На этом этапе есть два больших риска: - закрепляется неправильный или не совсем правильный навык, - из-за сложностей человек отказывается от закрепления нового, возвращаясь к более простой, привычной схеме действий. | Человек составил для себя план освоения нового и действует в соответствии с ним.
Переведение в состояние неосознанной компетентности. | 1. Продолжение мероприятий цикла обучения (отработка навыка). 2. «21 повторение» без разрыва (инкубационная стадия). 3. Продолжение получения обратной связи.
|
4. НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (автоматический навык)
- конечная цель обучения | Автоматическое выполнение правильных действий, которые становятся нормой и привычкой. Человек сосредотачивает свое внимание на самой задаче, а не на методах ее решения. На этой стадии есть риск возврата на стадию неосознанной некомпетентности по причине излишней самоуверенности в реализации навыка. Поэтому полезно время от времени сознательно возвращаться на стадию осознанной компетентности | Эффективное выполнение своей работы и осознание необходимости и дальше повышать свою квалификацию. | 1. Время от времени подвергать сомнению свою компетентность. 2. Освежать свои практические идеи. Находить более сложные задачи за пределами автоматизма и развивать высший пилотаж 3. Время от времени получать обратную связь |