1. Регулярность планирования
Ежедневно вечером выделяйте 10-15 минут на составление плана на следующий день.
2. Правило планирования времени 60:40
Планируйте не более 60% рабочего дня, 40% времени оставляйте в резерве на непредвиденные обстоятельства (неожиданные визиты, телефонные разговоры, случаи недооценки продолжительности отдельных дел и т.п.).
3. Письменная форма
Составляйте планы в письменном, наглядном виде, используя ежедневники, трекеры, специальные электронные планировщики (SingularityApp, Trello, TickTick, ToDoist, Focus to Do, Microsoft To-Do, ЛидерТаск, Strive и др). Это освобождает мозг от необходимости запоминать все, что вам нужно сделать.
Преимущества письменного формата планирования:
- целостная наглядная картина дел на день
- четкая оценка потребности во времени на каждую задачу
- более реалистичное планирование резервного времени
- «не теряются» несделанные дела (перенос на следующий день)
- разгрузка памяти человека
Структурируйте информацию в ежедневнике, используя разные цвета, закладки, стикеры.
4. Расстановка приоритетов в задачах
Разделите все намеченные задачи на долгосрочные (планы на несколько лет), среднесрочные (годовые планы) и краткосрочные (месячные, декадные планы), установите приоритетность и сроки на их реализацию.
Распределите все намеченные задачи по уровню их важности и срочности.
Установите приоритетность в реализации задач:
- важные и срочные дела (неотложные вопросы, проекты с горящим сроком и т.п.) выполняйте в первую очередь
- важные, но не самые срочные дела (стратегическиое планирование, работа над новыми проектам и т.п.) выполняйте во вторую очередь
- срочные, но не самые важные дела (отвлекающие просьбы, поручения, некоторые отчеты и т.п.) оптимизируйте (группируйте, перепоручите)
- не срочные и не важные дела (пустые разговоры, пустое пребывание в соцсетях, перекуры и т.п.) – исключите!
5. Принцип Парето 80/20
20% усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий – лишь 20 % результата.
Применительно к рациональному использованию времени данный принцип гласит: 80% конечных результатов достигается нами за 20% рабочего времени, тогда как остальные 80% затраченного времени дают лишь 20% результата.
Таким образом, всегда необходимо помнить этот принцип и начинать свой день с реализации самых сложных, важных и срочных дел, затрачивая на них продуктивные 20% своего времени и энергии.
6. Сортировка задач по времени и смыслу
- Планируя день, сначала на сетке времени зафиксируйте «жесткие» задачи, для которых уже известно точное время.
- Затем составьте список «гибких» задач, не имеющих привязки к времени и установите приоритетность их выполнения.
- Среди «гибких» задач выделите те, которые нужно выполнить в первую очередь.
- «Забюджетируйте» время на крупные приоритетные «гибкие» задачи - подпишите к ним примерное количество времени на исполнение.
7. Сочетание и группировка задач
- Сочетайте различные дела с целью продуктивного использование времени (например, слушайте аудиокниги во время бытовых дел, перемещения на транспорте и т.п.).
- Группируйте задачи, для которых нужен определенный контекст, по категориям: «по пути», «вдохновение», «хорошая погода» и т.п. и выполняйте эти задачи при наступлении соответствующего случая.
8. Деление «слонов» на части
- Разбивайте объемные, долгосрочные и сложные задачи на части (этапы, подзадачи) с определением сроков реализации всей задачи и каждой её части.
- Последовательно выполняйте все этапы до окончательного завершения задач.
9. Правило «ежедневной лягушки»
- Составьте список накопившихся «лягушек» (мелких, неприятных дел, которые больше всего хочется отложить на потом).
- Ежедневно съедайте по одной «лягушке».
10. Следование составленному плану с ориентацией на результат
Действуйте в соответствии с планом, последовательно доводя до конца каждое начатое дело, даже если некоторые из них неприятны и сложны. В каждом деле стремитесь к достижению максимально возможного уровня качества результата!
11. Организация грамотного отдыха
- Старайтесь в течение дня ритмично отдыхать (10 минутные перерывы через каждые 120 мин), максимально переключаясь в это время по видам рабочей активности и нагрузки: с умственной - на физическую и обратно.
- Во время обеденного перерыва прогуляйтесь, пообщайтесь на отвлеченные темы, сделайте зарядку для тела и глаз и т.п.
- Ежедневно посвящайте 30-60 минут тому, что интересно и ценно для вас, что вас заряжает, дает эмоциональный подъем, от чего вы получаете удовольствие: саморазвитию, занятиям спортом, языком, общению с друзьями, духовным практикам, чтению классики, хобби (рисованию, музицированию, лепке, вышивке и т.п.).
- Организуйте себе полноценные выходные с максимальной сменой обстановки.
12. Минимизация отвлекающих факторов
- Подумайте, где вы теряете свое время и энергию (пустые разговоры, социальные сети, частые перекуры и т.п) и сведите это к минимуму.
- Ответственно подходите к тому, кем и чем вы наполняете свою жизнь!
13. Ежедневный анализ итогов дня
Ежедневно вечером выделяйте 10-15 минут на анализ итогов дня:
- на что и в каком объеме было затрачено время
- преобладающие типы решаемых задач дня
- качество выполнения задач
- пустые, непродуктивные затраты времени: их объем и содержание
14. Самомотивация и активизация себя!
- Сформируйте свой список личных стимулов-мотиваторов, которые могли бы Вас активизировать, вдохновить, зарядить, сподвигнуть на успешное выполнение разного рода заданий, на достижения. Используйте такие стимулы для настройки себя на различные задачи.
- Поощряйте себя за личные достижения! Придумайте для себя презенты, награды за выполнение конкретных заданий, проектов.
- Держите свои цели «на виду» в виде образов, предметов, связанных с целью (вдохновляющие цитаты, рисунки, фотографии, карикатуры и т.п.). Наглядно представляйте себе плоды реализованных целей. Все это является мощным мотивирующим фактором к их достижению!