Способы преодоления напряжения и страха в общении с руководителем

                                                                              

Взаимодействие с руководителем является неотъемлемой частью рабочего процесса.

Есть работники, кому это взаимодействие дается легко. Но очень много людей при взаимодействии с руководителем испытывают волнение, стресс, напряжение.

Почему появляется страх и как его преодолевать?

1. Недостаток уверенности в своих знаниях и навыках: опасение работника, что руководитель в процессе общения задаст сложные, неудобные вопросы, на которые он не сможет дать ответ и покажет недостаточную компетентность в своей области.

Ø  Важно постоянно повышать свою экспертность в рабочих вопросах, развивать коммуникативные качества.

2. Страх отрицательной оценки и критики со стороны руководителя по проделанной работе, выполненной задаче , критика допущенных ошибок и т.п.

Ø  Ошибки – это неизбежная часть развития. Главное - вовремя осознавать их и не допускать в дальнейшем. Важно воспринимать критику и замечания в свой адрес не из позиции «плохой работник, которого не ценят», а с позиции «помощника, помогающего увидеть недостающие знания, умения, навыки».

3. Страх конфликта и неприятных последствий. Страх работника, что в результате допущенных в работе ошибок может возникнуть конфликт, лишение премии и т.п.

Ø  Развивать умение выражать свои мысли и точку зрения уверенно и аргументированно.

4. Страх непонимания ожиданий руководителя. Этот страх возникает чаще всего, когда работник получает не четкие и размытые задания, боится с ними не справиться и не оправдать ожидания руководителя.

Ø  Активнее взаимодействовать с руководителем, на этапе получения заданий задавать уточняющие вопросы и стремиться собрать максимум информации о том, какой именно результат от Вас ожидают.

5. Негативный опыт общения с предыдущим руководителем, что может проецироваться на взаимоотношениях с новым руководителем.

Ø  Важно помнить, что каждый руководитель - индивидуален и не делать сверхобобщающих выводов.  Проявление открытости в коммуникации с руководителем со своей стороны.

 

Осознавая свои страхи и понимая их природу, становится гораздо легче с ними справляться.

 

«Руководство вверх»: эффективная коммуникация со своим руководителем

1. Всегда помните о жестких условиях, в которых работает руководитель.

У руководителя всегда много задач и мало времени, они часто подвергаются давлению и принимают решения в ситуации цейтнота. Ответственность вашего начальника за процессы и за персонал намного выше, чем ваша. Самая большая проблема, с которой вы приходите к нему - это, может быть, одна сотая всех его проблем.

2. Тщательно готовьтесь к каждой встрече.

Соберите и проанализируйте всю необходимую информацию, спросите себя: «Какова моя истинная цель диалога? Что я могу сделать для ее достижения?» Это позволит вам в значительной степени снизить внутреннюю тревожность. Не надейтесь на экспромт. Импровизировать в условиях психологического ступора довольно сложно.

3. Психологически настройтесь на диалог.

Подумайте о своих талантах, вспомните достижения, приятные минуты побед. Пусть эти воспоминания станут для вас мощным ресурсом, чтобы поднять самооценку и восстановить целостность.

Человек транслирует свое внутреннее состояние на окружающих. Когда мы излучаем спокойствие и уверенность, наши собеседники также становятся спокойнее и больше доверяют нашим словам и действиям. А если вы всем своим видом транслируете в окружающее вас пространство информацию о том, что вы – жертва, то любая жертва обязательно найдет своего палача.

4. Чувствуйте настроение руководителя.

Войдя в кабинет руководителя, не начинайте «с места - в карьер». Осмотритесь, почувствуйте его настроение. Для этого вам будет достаточно нескольких секунд.

Помните о том, что легче встретить понимание собеседника, если темп и звук вашей речи схожи с его. Поэтому, для комфортного взаимодействия постарайтесь подстраиваться.

Если у шефа неприятности и он в подавленном состоянии, вряд ли его вдохновит ваш бойцовский настрой и бойкий темп речи. Тогда как спокойное поведение будут показывать понимание ситуации и негласную психологическую поддержку.

И наоборот, если у шефа сегодня отличное настроение, не нужно портить его своим унылым видом, настройтесь на его волну, и вы увидите, что все разрешится для вас самым наилучшим образом.

5. Слушайте своего руководителя внимательно и безоценочно.

Важно уметь внимательно слушать, не говорить впараллель, не перебивать.

Начинайте говорить только тогда, когда руководитель закончит говорить. Высказывайте свою позицию только после того, как вы поймете его мысль до конца.

Если какие-то аспекты не понятны, очень важно не бояться их своевременно прояснять.

Не старайтесь просчитать в уме, что руководитель сейчас думает о вас. Отдайтесь целиком слушанию и обсуждению, это существенно снизит стресс и приведет вас к наилучшему результату.

6. Доносите мысль четко, кратко с опорой на факты. 

Важно уметь доходчиво и уместно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Свое мнение важно подкреплять аргументами, фактами, статистическими данными.

Излагайте мысль кратко, емко, откажитесь от многословия. Часто, чтобы заглушить волнение, человек начинает много говорить. И часто говорит лишнее, во вред себе.

7. Поддерживайте визуальный контакт.

Если вам сложно установить контакт глаз, это сигналят вам ваши детские страхи, которые стали причиной недоверия к миру. Дайте себе установку, что вы доверяете своему руководителю, а когда он говорит вам о неприятных вещах, это дает вам пищу для развития, и через некоторое время вы увидите, что вам станет легче смотреть ему в глаза.

8. Научитесь разговаривать с руководителем языком решений, а не проблем.

Часто, не успев войти в кабинет, мы обрушиваем на голову своего руководителя основной стресс-фактор – кучу накопившихся проблем.

Научитесь не вешать на начальника свои проблемы. Заранее составьте список имеющихся проблем, задач, которые Вы планируете обсудить с руководителем. Продумайте и сформулируйте возможные варианты решений по каждой из них с учетом необходимых ресурсов для их реализации и возможных рисков по каждому из них. Приходите в кабинет начальника уже с готовыми вариантами решений.

9. Никогда не обманывайте своего начальника, даже по мелочам.

Маленькая ложь рождает большое недоверие. Если вы чего-то не знаете, лучше так и скажите, но пообещайте при этом в ближайшее время сообщить необходимую информацию. И не забудьте это сделать.

10. Представляйте свою работу только в завершенном виде.

 Старайтесь максимально довести дело до завершения, даже если подозреваете, что начальник может захотеть полностью все переделать.

11. Держите своего руководителя в курсе всех дел.

Ничто так не раздражает руководителя, чем то, когда посторонние люди знают больше о происходящем в его подразделении, чем он сам. Информируйте своего начальника о состоянии дел с кадрами, о предполагаемых изменениях, о состоянии бюджета и других важных делах. Докладывайте ему о неприятностях заблаговременно и сразу предлагайте решение.

У многих руководителей, какими бы неприступными и успешными они ни казались, часто глубоко внутри также живет маленький перепуганный мальчишка. Поэтому каждому хочется иметь рядом с собой подчиненного, который подкреплял бы в нем уверенность и спокойствие. Внушайте себе, что в вашем присутствии все собеседники становятся увереннее и спокойнее. Тем самым вы поможете не только себе.

12. Избегайте сюрпризов: плохих и хороших.

Ваш начальник, в свою очередь, является связующим звеном между выше стоящим руководством и подчиненными, он формирует определенные ожидания, связанные с процессом работы и внизу, и наверху. Резкое несоответствие результатов этим ожиданиям в любую сторону показывает его неспособность к планированию и предвидению. А это два ключевых навыка руководителя

13. Будьте уверенным в себе и спокойным.

Беспокойных и тревожных подчиненных, как правило, недолюбливают. Любому руководителю и без вас хватает тревог и беспокойства. А тут еще вы со своими детскими проблемами. Если чувствуете, что разволновались и не можете успокоиться, сделайте вдох и прослушайте три удара сердца, вам станет спокойнее.

12. Соблюдайте субординацию.

Решать вопросы с другими руководителями, занимающими одинаковый иерархический уровень с вашим начальником (а тем более, решать вопросы на еще более высоком уровне) вы можете только после согласования с ним.

14. Сдерживайте свою харизму в кабинете руководителя.

Вы можете быть яркой харизматичной личностью, настоящим профессионалом, вами могут восхищаться ваши подчиненные. Но когда вы общаетесь со своим руководителем, забудьте про это, иначе не миновать конфликта.

В природе альфа-самцы делят территорию и стараются не заходить на чужую. В корпоративной среде территория уже поделена организационной структурой. Вы можете быть лидером, хозяином только на своей территории. На территории своего босса используйте рекомендации, приведенные выше.

15. Не стремитесь быть в зоне особого внимания и симпатии.

Никто сегодня не отменял симпатии и антипатии. Эти категории не поддаются сознательной тренировке. Это происходит на уровне чутья. С некоторыми людьми вы совпадаете по своим психофизиологическим качествам, а с некоторыми – нет. Есть понятие «мой человек», который нравится сразу и которому прощается многое. А есть «не мой человек», недостатки которого так и лезут в глаза...

Так вот, если вы чувствуете стойкую антипатию своего руководителя, воспользуйтесь тактикой, которая эффективно работает при безответной любви: отойдите на расстояние, не лезьте в глаза, займитесь делом и выполняйте его честно.

В рабочей ситуации любви от руководства вам не нужно. Как говорили классики: «Минуй нас пуще всех печалей…». И лучше держаться подальше от особого внимания людей, от которых зависишь, поскольку от их любви до обратных чувстви - один шаг!

 

Развитие навыков общения с руководителем помогает расти на личностном и профессиональном уровне, а также способствует росту по карьерной лестнице.

Следуя приведенным рекомендациям каждому под силу постепенно выйти на совершенно новый, более качественный и комфортный уровень общения со своим руководителем.

 

И напоследок – притча:

… Пришел как-то молодой визирь к султану и попросил разрешения слово молвить. И слово это было таково: «О, великий и прочая, взгляни на верного слугу твоего. Я молод, силен, быстр, предан тебе. Но я всего лишь пятый визирь. И посмотри на твоего первого визиря. Он стар, слаб, медлителен. И он первый визирь! Поменяй нас местами. Это будет справедливо».

 «Постой», — сказал султан. — «Я вижу, на горизонте что-то пылит. Ты бы поехал, разузнал, что там». Пятый визирь понял, что это испытание, бросился в седло и с гиканьем унесся за горизонт. Спустя время он прискакал обратно и доложил: «Это идет караван, мой господин». «Куда идет караван?» — полюбопытствовал султан. И снова молодой визирь отправился в путь. «В Бухару», — привез ответ он. «А откуда?» — поинтересовался султан. После еще одной поездки визиря:  «Из Каира». «Что везет?»… Еле волоча ноги и коня, пятый визирь приехал и говорит: «Везет шелка, мой господин».

Несколько часов провел визирь в седле, но у султана появлялись все новые и новые вопросы… И когда уже совсем готовы были упасть и пятый визирь, и его конь, к султану на старом муле подъехал старый подслеповатый первый визирь. Султан говорит: «Эй, первый визирь, я вижу на горизонте что-то пылит. Ты бы поехал, разузнал, что там». Через час первый визирь вернулся и, отдышавшись, обратился к своему султану. «Идет караван», — сказал он. — «Из Каира в Бухару, везет шелка, тридцать шесть тюков. Планирует продать их в Бухаре по двадцать пять золотых за тюк. Караванщик Сад готов продать всю партию по двадцать. …но это еще не все, мой господин, я договорился в Бухаре, что у нас заберут всю партию по двадцать два».

Мудрый султан посмотрел на пятого визиря и спросил: «Понятно?». «Понятно», — ответил молодой визирь, получивший один из самых полезных уроков своей жизни.